Вызвать консультанта

499 2023250 - Отрадное

495 9713808 - Лианозово

01.04.2013 22:32

Екатерина Пастухова "Уроки тишины" и "Большое искусство для маленьких" (рубрика Пишут наши педагоги)

pastu.jpg


"Уроки тишины" 

Почему эти уроки так важны для ребенка? Давайте разберемся.… 

Сама Мария Монтессори в своих классах вводила ритуальные круги "приветствия" и "прощания". Эти круги ассоциировались с временными границами занятий, с порядком, который так важен для детей. Говоря "порядок", я не имею ввиду термина с определением его взрослыми. У ребенка свой порядок, в котором он чувствует безопасность, надежность и гармонию. Именно поэтому в монтессори- группе занятия начинаются и заканчиваются маленькими ритуалами. 

 По обычаю, эти ритуалы проходили в тишине и спокойном эмоциональном состоянии. На "приветствии", или на "прощании", а иногда на обоих кругах, наступала минутка тишины. Дети садились вокруг песочных часов, и созерцали, как песок ссыпается вниз. Они делали это очень тихо, молча. Иногда ученики Марии Монтессори выполняли незамысловатые движения со свечей, очень аккуратно, медленно и тихо. В современных монтессори-классах такой обычай остался, его модернизируют профессиональные монтессори- педагоги, которые понимают, почему так важно развить в ребенке умение быть тихим, двигаться плавно и спокойно, слушать тишину.

Что дают детям уроки тишины:

1. Умение концентрировать внимание. Особенно любят этому учится очень активные дети. Хотя при любом темпераменте ребенка, польза "минуток тишины" неоценима! Мы учимся как внешней, так и внутренней концентрации внимания. Слушаем язык своего тела и в разных его частях, ощущения во внутренних органах (таким образом, ребенок расширяет анатомические понятия, и ему становится гораздо проще рассказать своим родителям о том, что у него болит, или наоборот выздоровело). Прислушиваемся к эмоциональному фону, учимся определять настроение свое, и своих близких. Или наоборот, проделываем упражнения на развитие внешней концентрации внимания и крупной моторики. Это ходьба по линии, обхождение препятствий в тишине и спокойствие тела и эмоций.

2. Развиваем и тренируем волю и терпение. Это огромное количество упражнений на выдержку. Начиная от наблюдения за песочными часами, заканчивая проделыванием нехитрых асан, или других зафиксированных поз и стоек. 3. Утончаем слуховое восприятие. В суматохе города, движении, мы совсем забываем о том, что происходит, если убрать искусственный шум. И не мудрено! Мы всегда куда-то спешим, опаздываем, стремимся. На уроках тишины по утончению слуха, мы будем учиться различать различные звуки, не видя объектов, от которых они происходят. Шум моря, пение птиц, шуршание бумаги, звуки различных музыкальных инструментов. Перечень звуков можно перечислять бесконечно! Это внимание к мелочам, умение отдыхать и расслабляться, умение успокаиваться и приводить свои мысли и эмоции в порядок.

 ___________________________________________________ 

"Большое искусство для маленьких." 


Уже в раннем возрасте, когда малыш способен различать фигуры, силуэты и другие объекты окружающего мира, можно подключать "большое искусство", а именно произведения живописи великих мировых художников.… 

 Если малышу в 6-7 мес. показать любую из Мадонн Леонардо, и спросить его, кого он видит на этой картине, то малыш обязательно покажет на младенца. Следующим объектом выделятся те руки, которые его держат, и взгляд скользнет к их обладательнице- Мадонне, которую ребенок может назвать матерью. Если при этом на картине присутствует мужчина, он неизбежно окажется папой, если в семье ребенок не обделен общением с отцом. В нашем случае, на холсте, где изображены Святая Анна и Мария с младенцем, именно Анна представилась моей дочке отцом. На начальных этапах знакомства с живописью, ребенку до 1,5 лет, лучше всего подбирать работы художников, выполненные в классическом стиле, где знакомые фигуры легко различимы, а сюжет не трудно объяснить ребенку. 

Если ребенка заинтересовать живописью, рисованием, он быстро адаптируется к просмотру и импрессионистических полотен, хотя, конечно, не все сразу. Такие художники, как Васнецов, Суриков, Анохин, Богданов- Бельский могут рассказать ребенку о том, как жили взрослые и дети старой Руси, как они одевались, как выглядели их избы, чем они промышляли. Подобные рассказы и экскурс в историю, могут показаться родителям сложными и не нужными для малышей 2,5-3 х лет, но если ваш малыш обожает сказки "Курочка Ряба", "Колобок", "Гуси- Лебеди", "Теремок" и другие русские - народные сказки, то ему будет очень интересно послушать и другие истории про старые времена, в любом другом формате. Такие занятия прививают ребенку любовь к живой природе, родному краю. Ребенок научится мыслить шире и разнообразнее, будет способен созерцать окружающий мир глазами живописца.


Автор статей: Пастухова Екатерина Сергеевна. 

Монтессори – педагог 0-3, отделение Бибирево, практикующий психолог и арт - терапевт, педагог художественного образования; генеральный директор досугового арт-проекта ООО"Время Вместе".

Все новости

© 2016-2021 Children’s Club Montessori-City г. Москва, м.Отрадное, Декабристов, 27 - Администрация