Это групповое занятие, но можно проводить и с одним ребенком или с другими членами семьи.
Круги включают ритуальное приветствие и прощание (обычно с колокольчиком), пальчиковые игры, потешки, дидактическое занятие.
Ритуалы прощания в разных монтессори-группах и садиках разные. Это не что-то обязательное, имеющее определенную последовательность и презентацию. Во многих группах поют прощальную песенку, зажигая свечу. Потом каждому малышу предлагают ее задуть. Но можно придумать любые свои варианты.
Основные темы кругов 0-3:
1. Временные (осенью - осенние тематики: урожай, овощи, фрукты, явления природы, листопад, птицы улетают, первый снег и прочее).
2. Поведение животных (кто улетает, кто засыпает и т.п.)
3. Зимняя тематика (снеговики, мороз, ожидание праздника, дед мороз и т.д.)
4. Культура поведения (как надо здороваться (желательно показывать сценки), говорить спасибо, прощаться, как предложить помощь и прочее)
5. Части тела (мочки уха, локоточки и т.д.)
6. Масленица (изготовление чучела (БЕЗ ЛИЦА!), приготовление блинов)
7. Пасха. (красим яйца)
8. Мамин, папин праздник, праздник семьи. (23 февраля, 8 марта и другие)
Желательно, чтоб рассказы дополнялись наглядными пособиями и сценками.
Затем можно рассказать сказку. Она должна поддерживать тему круга. Например, Курочку Рябу можно рассказывать на Пасху.
ВНИМАНИЕ! М.Монтессори была против волшебных сказок, где присутствуют превращения и нереальные персонажи. Поэтому сказки о Дедушках Морозах на ваше усмотрение. В идеале сказка должна стать интерактивной, т.е. ребенок должен принимать активное участие.
Началом круга может быть ходьба по линии в форме эллипса (можно использовать ковер данной формы) под музыку с различным ритмом и различными движениями.
С детьми 3-6 лет круги чаще носят информационный характер. Такие занятия готовят заранее педагог или родители. Информация круга должна быть интересной, актуальной и легко воспринимаемой, идти от конкретного к абстрактному. Ребенок активно участвует в обсуждении, желательно, постоянно спрашивать ребенка, почему, по его мнению, происходит то или иное явления (почему улетают птицы на юг осенью, что относится к живой природе и тп). Обязательно должны быть иллюстрации, информация должна быть наглядной, причем, желательно задействовать как можно больше органов чувств.
Основные темы кругов 3-6:
1. Временные (как готовится к времени года природа: деревья, животные, птицы, люди)
2. Неживая природа (Большая история Монтессори, ленты времени, свойства воды, воздуха, огня, земли)
3. Живая природа: - растения (деревья, кустарники, трава, их виды, плоды, семена и тп) - животные (птицы-рыбы-млекопитающие-рептилии; травоядные-плотоядные-всеядные, среда обитания); - человек (части тела, внутреннее строение, органы чувств, жилища, транспорт, мебель, посуда, бытовые приборы и тп., потребности досуга (книги-театры и тп), страны
4. Праздники (новый год, масленница, 8е марта, пасха, день рождания членов семьи, можно также отмечать халлоуин, другие празники, которые принято отмечать в вашей семье)
5. Рефлексивные круги (ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях по какому-либо поводу)
Монтессори-педагог Наталия Гончарова (Испания)