Вызвать консультанта

8 (903) 27-55-000

8 (499) 202-30-60

01.04.2013 22:32

Вопросы от родителей Монтессори - педагогу (тема: Монтессори - материалы)

Вопросы от родителей Монтессори - педагогу
(тема: Монтессори - материалы)


Для Монтессори-педагога всегда отрадна заинтересованность родителей в развитии ребенка. Радует, когда они делятся своими наблюдениями, задают вопросы.
Вот и мне очень приятно наблюдать возросший интерес родителей нашей Тоддлер группы (площадка Лось) к реализации Монтессори метода не только в классе, но и дома.


Вот недавно от одной мамы поступил такой вопрос:
"Ольга, хотелось бы в группе видеть Ваши рекомендации по занятиям с Монтессори материалом. Например, существуют наборы Монтессори и их используют специалисты: монтессори-педагоги, дефектологи, психологи в работе с детьми. Как и в каких занятиях материал использовать родителям для обучения детей в игровой форме? Очень волнующая тема."


Мой ответ оказался достаточно развернутым, но я все же размещу его здесь (чтобы услышать и ваши дополнения, замечания):


"Прежде чем ответить на вопрос – как? И где?, хотелось бы прояснить – а что собственно такое Монтессори материал? Почему материал, а не игрушка?
Дело в том, что важный принцип Монтессори педагогики – это самостоятельное построение ребенком себя, своей психики, своей личности через исследование предметов, взаимодействие с ними,освоение навыков различных видов деятельности, через наблюдение за деятельностью взрослых.


Поэтому Монтессори среда, материалы и упражнения в ней выстраиваются с учетом потребностей психического развития детей в данный период. И взаимодействие с ними – это важная работа ребенка по построению себя.


А игрушки – это скорее развлечение, отдых, релаксация. Совсем без какого-либо пренебрежительного отношения к игре и игрушке, как говорится – делу время, потехе час.


Так вот, если родителям важно, чтобы и дома было пространство для дела ребенка, а не только потехи, нужно выстроить и дома соответствующую среду и подобрать упражнения, материалы. 


Для этого нужно ответить сначала на вопросы: КАКОВА ЦЕЛЬ? ЧТО НУЖНО МОЕМУ РЕБЕНКУ И ДЛЯ ЧЕГО?


Ответ этот не должен носить формальный характер: развитие мелкой моторики, развитие речи и т.д. А зачем мелкая моторика? А почему сейчас? И что именно за мелкая моторика?


Чтобы понять собственного ребенка, к чему он сейчас особенно чувствителен в своем развитии, на что откликается его душа – необходимо НАБЛЮДАТЬ. Еще один важный принцип Монтессори педагогики. И читать, конечно. Знать и понимать, какие этапы проходит ребенок в развитии, в становлении себя. Чтобы ваша помощь, ваши занятия были осознанны.


Для тоддлеров важнейшей задачей возраста является обретение автономии, навыков самостоятельной жизни, обретение уверенности в себе. И плюс плодотворное прохождение сензитивных периодов (про сензитивные периоды был пост ниже). Помня про задачу самостоятельности и понимая, какие сензитивные периоды сейчас у вашего ребенка (через наблюдение), родители подбирают и дают ребенку некоторое количество материалов (не много). И снова наблюдают.
Признаком того, что вы попали в точку при подборе упражнений для ребенка является его концентрация, его возвращение к материалу, многократное повторение. И важно в этот момент его не спугнуть, не отвлечь какой-нибудь неловкой похвалой.


А ответ «как», в каких занятиях использовать материал для обучения будет зависеть от того, чему обучать. Вернее, чему обучается ребенок сам, а вы предоставляете ему наиболее благоприятные для этого возможности. 


Наиболее актуальны и востребованы в этом возрасте упражнения практической жизни (уборка, кулинария, уход за собой). В этих упражнениях ребенок становится более ловким, скоординированным, самостоятельным, запоминает сложный алгоритм действий, пополняет словарный запас. Включайте ребенка в бытовую жизнь, предоставьте ему для этого возможности. 


Также чувствителен ребенок в это время к развитию речи, к моторной работе рук, к утончению чувств. 


В зависимости от этого будет подбираться деятельность, а также характер взаимодействия с материалом и со взрослым (как носителем языка в том числе). Ведь один и тот же материал может удовлетворять совершенно различные потребности ребенка, и в зависимости от этого выстраивается принцип работы (как работать с материалом). Например, вы заметили, что ребенок интересуется водой. Но это может быть сенсорный интерес (ощущения от воды, понимание различий «влажный – сухой», «теплый- холодный» и т.д.) или интерес практический, моторный – переливание воды по емкостям различными способами. 


Поэтому жду от вас (родителей) более конкретных вопросов, например:
«Мой ребенок ощипал все листочки с растений. Что за потребность у него? Как ее удовлетворить экологическим способом? Какие можно предложить занятия»
«Ребенку нравится работать ножницами. Купили удобные ножницы, положили в доступное место. Подстриг собаку. Теперь наша московская сторожевая похожа на пуделя. Опасаемся за прическу бабушки. Что делать?!»«Ребенок стремится все повторять за мной на кухне. Как помочь ему? Какие могут быть доступные для него кулинарные упражнения?»Ну и так далее. 

Хотя общие принципы также очень важны.


И здесь я только обозначила такие темы как Наблюдение, принципы построения Среды дома, Концентрация ребенка. Каждую из этих тем можно раскрывать отдельно.


Ну и не случайно на родительском собрании я предлагала к чтению книгу Марии Монтессори «Помоги мне сделать это самому». Это даст вам базовое представление о Монтессори методе из первых рук и поможет в понимании своего ребенка и задач его возраста."


На фото: Леша настолько увлечен своей деятельностью, что не замечает детей, которые ходят по дорожке ( а обычно это достаточно отвлекающий процесс)


Ольга Ворожцова - монтессори-педагог "Монтессори-Сити" пл. Лось


Леша.jpg     

Все новости

© 2016 Children’s Club Montessori-City г. Москва, м.Отрадное, Декабристов, 27 - Администрация