Высказывания известных людей о методе Монтессори
Махатма Ганди писал Марии Монтессори:
"Вы очень верно заметили, что, если мы хотим достичь настоящего мира в этом мире и, если хотим вести настоящую войну против войны, мы должны начать с детей; если они вырастут, сохранив свою естественную чистоту, нам не нужно будет бороться, не нужно будет принимать пустые, бесплодные резолюции... И, в конце концов, весь мир проникнется миром и любовью, которых он сознательно и бессознательно жаждет".
Махатма Ганди
"Я пришёл к тезису, который исповедаю и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети, или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики".
Антон Семёнович Макаренко
"Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, когда его головою овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши… мыслей, потоком льющиеся из природы, – что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье."
Малышка долго собирала пазл и почти закончила, остался один фрагмент.
Её тётя, стоящая рядом, с самыми лучшими намерениями взяла последний фрагмент и вставила его на нужное место, завершая картинку. К её великому удивлению, малышка не только не поблагодарила, но налетела на неё со смесью сожаления и злости, восклицая: «О тётя, ты всё испортила!»
Тётушка сочла свою племянницу неблагодарной и неуравновешенной.
Показать полностью..
И только много лет спустя, когда она сама стала студенткой у Монтессори, тётя поняла, что она нарушила одно из величайших прав ребенка, а именно делать всё самостоятельно, без вмешательства взрослых.
Очень жаль, что многие взрослые так и не поняли, насколько силен у детей инстинкт делать всё самостоятельно, или как сильно они радуются, достигая внутреннего прогресса своими собственными усилиями.
Э.М. Стендинг в книге «Жизнь и творчество Марии Монтессори».
Пришла мысль испытать на себе, каково учащимся в современной школе. Я решил ходить на уроки, делать все, что делают ученики целую неделю. На первых двух уроках в IX классе я был старательным и достаточно внимательным учеником, хотя, признаюсь, к концу первого урока хотелось перемены.
На третий урок я шел без энтузиазма, но, решив не сдаваться, усилием воли заставил себя быть деятельным и активным. Выдержал я четвертый урок, но с пятого почувствовал первые признаки головной боли... Последний урок сидел лишь потому, что обещал высидеть все, с тяжелой головной болью чертил домики, рисовал кружочки, чертиков и т.п.!
Вторую половину этого дня я провел дома, пытаясь сном спастись от головной боли. На следующий день на последних уроках опять боролся с дремотой. Третий день принес неожиданный сюрприз: я вдруг почувствовал, что во мне растет желание что-нибудь вытворить прямо на уроке. Еле удержался от желания щелкнуть по затылку сидящую впереди ученицу. На четвертый день я, как школьник, сбежал.
М. Щетинин, Объять необъятное
____________________________________
Неспортивная ходьба.
Недавно мне довелось сделать очень простое и глупое открытие. Почти что Америки через форточку. Но оно так облегчило жизнь мне и одному из моих детей, что трудно не поделиться – вдруг подобное «откровение» к кому-то еще не пришло.
Дело было вечером, мы с пятилетней дочерью спешили от врача домой: предстояло быстро собрать дома еще двоих детей и пойти всем вместе на занятия.
Показать полностью..
Спешка, конечно, была весьма условной. Я рвалась вперед, как спутанная лошадь в кандалах, но никак не могла добиться даже приемлемой средней скорости. Мои «кандалы» повисли на левой руке и, держась за нее, делали – так казалось – все для того, чтобы мы опоздали везде и всюду.
Дочь особенно эффектно косолапила, умудряясь споткнуться через каждый четвертый шаг, выворачивала руку, закидывала голову и сопела. Потом внезапно спросила, хочу ли я услышать ее новую песню. Я хотела, чтобы ее ноги переступали быстрее – и ничего больше.
Когда половину обычного восьмиминутного маршрута мы одолели минут за десять, я не выдержала. Конечно же, я задала его – вопрос номер один в списке самых тупых и бесполезных родительских вопрошаний:
– Ты издеваешься, да? Ты специально?!
А дочь моя – дама серьезная, и потому она подняла голову, посмотрела серьезно и преданно мне в глаза и объяснила с легким вздохом:
– Ну… нет. Я просто устала, понимаешь?.. Можно мы помедленней пойдем?
– Помедленней? Да мы еле ползем! – и я снова решительно потянула вперед свое астеничное сокровище, неуклюже переставляющее ноги в сапогах, купленных, как всегда, слегка на вырост.
И в ответ – покорное сопение. Слишком покорное. Я посмотрела вниз, под свою левую руку. Там мелькали ботинки ребенка. Топ-топ, топ-топ, топ…
Мне показалось, что как-то очень уж быстро они мелькают. Я – еле ноги переставляю, изнывая от пустой потери времени, а ребенок – словно в другой временной плоскости, – спешит изо всех сил. Что такое? Я решила просто попробовать ставить ноги в такт дочери. Сказано – сделано, и…
И всего шагов через пятнадцать я остановилась, чтобы отдышаться. Это было что-то пострашнее бега на «физре» в институте, ущербная спортивная ходьба на пределе возможностей. А на самом деле – просто попытка переставлять ноги с той же частотой, с какой это приходится делать маленькому коротконогому ребенку, спешащему за родителем.
Выходит, моя дочь шла такой вот «спортивной ходьбой» больше десяти минут без передышки и ни разу не захныкала… А ведь прежде бывало, что и по двадцать-тридцать минут мы куда-то пешком поспешали…
В общем, стало мне стыдно, я немедленно исправилась… мысленно. Нет, в тот вечер я действительно сразу же исправилась. Я просто провела обратный эксперимент: отпустила руку дочери и стала смотреть, как теперь она будет двигать ножками.
Метров шесть по инерции она пропыхтела, потом притихла и пошла в нормальном для нее темпе, растерянно оглядываясь. Я стала подстраиваться: получилась ленивая походка свежепроснувшейся студентки на каникулах. В этом темпе мы и завершили последний этап маршрута.
В результате я порядком отдохнула (вошла в роль и действительно почувствовала себя студенткой на каникулах), а дочь отдышалась, воспрянула и начала рассказывать мне свои истории, на которые большая мастерица, но которые – я только теперь поняла – давно мы от нее на улице не слышали.
Это же сколько – подумала я – историй и разговоров пропало? И сколько уличных капризов, споров и истерик можно было бы избежать, если бы… Если бы я чуть раньше поставила себя на место коротышки?
Сто раз об этом слышали, верно? А уличных истерик меньше не становится – ведь гораздо проще поторопить ребенка, чем организовать себя и выйти из дому по делам пораньше, с расчетом на детский шаг…
Автор: Елена Фетисова
____________________________________
Трудолюбивый сын
Однажды, вернувшись с работы домой, я встретил в дверях нашего сына, которому было три с половиной года. Он весь сиял.
– Папа, я трудолюбивый! – заявил он.
От жены я узнал, что стоило ей отвлечься, как он опустошил пятилитровый кувшин с водой из холодильника, большую часть вылив на пол. Мать, подавив в себе желание отшлепать его, спокойно спросила:
Показать полностью..
– Брентон, что ты хотел сделать?
– Мама, я хочу помогать! – с гордостью ответил он.
– Что ты имеешь в виду?
– Я помыл посуду вместо тебя
.
И действительно, на кухонном столе была разложена посуда, и её-то мальчик и поливал из кувшина.
– Ну хорошо, а зачем ты взял воду из холодильника?
– Я не мог дотянуться до раковины.
– А, ну да! – Мать огляделась. – Послушай, а нельзя ли мыть посуду как‑нибудь так, чтобы не разводить болото?
Мальчик призадумался, но лицо его вдруг просветлело.
– Я могу это делать в ванной!
– В ванной посуда может разбиться, – сказала мать. – Но есть идея. Когда ты захочешь мыть посуду, позови меня, и я помогу тебе поставить перед раковиной табурет, чтобы ты мог помыть посуду.
– Хорошая идея! – радостно воскликнул мальчик.
– А что нам делать с этой лужей? — спросила мать.
– Да‑а-а, — задумчиво протянул сын. – Тут надо много бумажных полотенец.
Мать дала ему рулон бумажных полотенец, а сама пошла за тряпкой.
Когда жена рассказала мне о случившемся, я осознал, как важно было то, что она сумела сделать паузу между стимулом и реакцией. И это удалось ей благодаря тому, что она думала о конечной цели, которой был не чистый пол, а воспитание мальчика.
Матери потребовалось десять минут, чтобы навести порядок. Если бы она отреагировала пассивно, уборка могла занять те же десять минут, но разница была бы в том, что, встретив меня в дверях, Брентон назвал бы себя не «трудолюбивым», а «плохим» мальчиком.
Из книги Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных семей».
_____________________________________________
Как вырастить неудачника?
Солнечный Крит, завтрак «шведский стол» в отеле. Маленький мальчик лет четырех наливает себе в стакан до краев из кувшина порошковый оранжевый напиток и осторожно, ступая мелкими шажками, чтобы не расплескать, несет его к покрытому белой скатертью столику, за которым его уже ждет бабушка с тарелками бутербродов.
— Вася! Вот балда! Ты зачем столько налил, разольешь ведь сейчас! Тетя придет и будет ругаться, — выдает бабушка гневную тираду. А затем, повернувшись к своим подругам по отдыху, произносит мораль. — Вот, смотрите, до чего доводит жадность.
Вася понуро опускает плечи и бредет к столику, провожаемый осуждающими взглядами бабушкиных приятельниц. Пятиминутка стыда и презрения.
Я задумываюсь: а что, собственно, произойдет страшного, если мальчик Вася сейчас расплещет порошковый напиток? Да ничего — придет уборщица с тряпкой, и лужи как не бывало. И даже слова не скажет, разве что улыбнется — греки любят маленьких детей и легко прощают им мелкие проступки. А если даже Вася и разобьет стакан, то красная цена этой посуде в супермаркете 50 евроцентов — хозяева отеля даже внимания не обратят.
Пожалуй, единственное, что должно было бабушку напугать — это качество самого порошкового оранжевого напитка: такое вообще нельзя пить никому, а уж маленьким детям — и подавно. Но откуда же мальчику такого возраста знать, что на шведском столе в отеле могут подавать вредные продукты? Все, что оранжевого цвета и пахнет апельсином — по его понятиям сок.
Аллея из цветущих олеандров, ведущая на пляж — там же, на Крите. Маленькая девочка, залюбовавшись на южные растения, споткнулась о камень, упала, больно ушибла коленку и залилась ревом. К ней порывисто метнулся молодой папа — нет, отнюдь не для того, чтобы взять на руки, вытереть слезы и утешить.
— Ты чего орешь? Знаешь, тем, кто ревет, надо еще наподдать в том же объеме, чтобы было неповадно.
Опять же, происходит эта сцена на глазах у толпы зрителей, а бедная девочка от стыда готова провалиться сквозь землю.
Наверное, и в первом, и во втором случае родители считают, что очень многое делают для своих детей — дают, жертвуют, от себя отрывают. Вот, на Крит вывезли, чтобы море, солнце и поправить здоровье — у нас-то в твои годы такого не было. Возможно, они считают, что воспитывают в детях какие-то полезные для жизни навыки, которые в будущем им очень пригодятся. Во всяком случае, действуют из лучших побуждений и отнюдь не зла своим чадам желают.
Только потом не нужно будет удивляться, если Вася привыкнет считать себя неудачником. Потому что инициатива наказуема: взялся сам о себе позаботиться — получи в ответ словесную оплеуху. Лет через двадцать постаревшая бабушка будет ругать Васю уже за другое: что мало зарабатывает, не делает карьеру, не стремится к большему. А Вася будет в ответ лишь вздыхать: да куда уж мне, кто меня на хорошую работу возьмет, никудышного?
Девочкин папа, не смею сомневаться, тоже желает ей счастливой женской судьбы. И совсем не ожидает, что через пару десятков лет его любимую дочь будет неудержимо тянуть к мужчинам, которые ее не ценят и не уважают. Она будет мечтать о предложении руки и сердца от того, для кого она лишь самый последний вариант — скоротать ночь, если больше совсем некуда пойти. Или на долгие годы застрянет у женатого мужчины в любовницах. Или, хорошо выучившись терпеть, станет терпеть — пьянство мужа, измены, домашнее насилие.
Девочке повезет, если ей не станут говорить: «Терпи, а то как же ты потом рожать будешь?» В таком случае у нее имеются неплохие шансы в будущем стать матерью. Если же «тебе еще рожать» станет родительской поговоркой, то велики шансы заработать себе бесплодие или построить такую личную жизнь, в которой для детей не останется места.
Пожалуй, наименее страшная из отдыхающих мам — с двумя дочками у бассейна. Она принимает позу тренера и командует: «На старт! Внимание! Марш!» Она непрестанно сравнивает дочек — кто ловчее, кто быстрее, кто чемпион. Интересно, когда дочки вырастут, то это младшая первой отобьет у старшей парня или наоборот?
Мама с тремя малышами — в море. В этот день — сильные волны, и они вчетвером плещутся на мелководье, держась за надувного дельфина. Просто удивительно — она никого ни за что не стыдит, не одергивает и не критикует. Может быть, потому, что трое — это слишком много, чтобы держать каждого под жестким контролем, на это сил не хватит. А, может быть, потому, что она сама радуется морю, солнцу и веселой игре как ребенок. Просто прыгает в теплой воде, смеется и заражает своих детей жаждой жизни.
Автор: Ольга Гуманова
_________________________________________________