Вызвать консультанта

499 2023250 - Отрадное

495 9713808 - Лианозово

01.04.2013 22:32

Почему методика Монтессори?

Высказывания известных людей о методе Монтессори



ганди.jpg

Махатма Ганди писал Марии Монтессори:


"Вы очень верно заметили, что, если мы хотим достичь настоящего мира в этом мире и, если хотим вести настоящую войну против войны, мы должны начать с детей; если они вырастут, сохранив свою естественную чистоту, нам не нужно будет бороться, не нужно будет принимать пустые, бесплодные резолюции... И, в конце концов, весь мир проникнется миром и любовью, которых он сознательно и бессознательно жаждет".

Махатма Ганди



"Я пришёл к тезису, который исповедаю и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети, или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики".

Антон Семёнович Макаренко




"Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, когда его головою овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши… мыслей, потоком льющиеся из природы, – что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье."

Константин Ушинский

_________________________________________

Неоконченный паззл


Малышка долго собирала пазл и почти закончила, остался один фрагмент.

Её тётя, стоящая рядом, с самыми лучшими намерениями взяла последний фрагмент и вставила его на нужное место, завершая картинку. К её великому удивлению, малышка не только не поблагодарила, но налетела на неё со смесью сожаления и злости, восклицая: «О тётя, ты всё испортила!»

Тётушка сочла свою племянницу неблагодарной и неуравновешенной.


И только много лет спустя, когда она сама стала студенткой у Монтессори, тётя поняла, что она нарушила одно из величайших прав ребенка, а именно делать всё самостоятельно, без вмешательства взрослых.

Очень жаль, что многие взрослые так и не поняли, насколько силен у детей инстинкт делать всё самостоятельно, или как сильно они радуются, достигая внутреннего прогресса своими собственными усилиями.

Э.М. Стендинг в книге «Жизнь и творчество Марии Монтессори».

_________________________________________________

Учёный, которого прерывают


Помню, я стоял однажды у маленького магазина в Зальцбурге, но с тем же успехом это мог бы быть любой другой город в любой другой стране.
Хорошо одетая дама зашла в магазин сделать покупки, оставив свою маленькую дочку лет четырёх на тротуаре.
Рядом с тем местом, где стояла девочка, в тротуаре был круглый люк, наверное, закрывающий место, где хранился уголь.

Это был круглый кусок металла, весь покрытый крошечными выпуклостями, из за которых поверхность его была неровной, тогда как поверхность тротуара была гладкой. 
 
Малышка нагнулась и – с выражением величайшей сосредоточенности – стала медленно и осторожно проводить кончиками пальцев то по неровной поверхности, то по гладкой. Она повторяла это движение снова и снова.
На самом деле она проводила сравнительный анализ двух типов поверхностей.
Она всё ещё была поглощена этим поистине научным экспериментом, когда её мать вышла из магазина. «Ах ты маленькая грязнуля! – воскликнула она с отвращением. – Только подумайте, она руками вытирает тротуар!»
Сказав это, она схватила за руку малышку – этот нежный росток распускающегося разума – и звучно её шлепнула; после чего сердито потащила её прочь оттуда, как от чумы. 
 
Мне нелегко забыть выражение лица маленькой девочки после шлепка матери. Именно так, наверное, выглядел бы Пастер, если бы его жена вдруг вошла в то время, когда он изучал свои сыворотки, и стукнула бы его по голове скалкой!

Эдвин Стендинг, «Жизнь и творчество Марии Монтессори»
____________________________________________________

Школьные годы чудесные



Пришла мысль испытать на себе, каково учащимся в современной школе. Я решил ходить на уроки, делать все, что делают ученики целую неделю. На первых двух уроках в IX классе я был старательным и достаточно внимательным учеником, хотя, признаюсь, к концу первого урока хотелось перемены.

На третий урок я шел без энтузиазма, но, решив не сдаваться, усилием воли заставил себя быть деятельным и активным. Выдержал я четвертый урок, но с пятого почувствовал первые признаки головной боли... Последний урок сидел лишь потому, что обещал высидеть все, с тяжелой головной болью чертил домики, рисовал кружочки, чертиков и т.п.!

Вторую половину этого дня я провел дома, пытаясь сном спастись от головной боли. На следующий день на последних уроках опять боролся с дремотой. Третий день принес неожиданный сюрприз: я вдруг почувствовал, что во мне растет желание что-нибудь вытворить прямо на уроке. Еле удержался от желания щелкнуть по затылку сидящую впереди ученицу. На четвертый день я, как школьник, сбежал.

М. Щетинин, Объять необъятное
____________________________________

Неспортивная ходьба.


Недавно мне довелось сделать очень простое и глупое открытие. Почти что Америки через форточку. Но оно так облегчило жизнь мне и одному из моих детей, что трудно не поделиться – вдруг подобное «откровение» к кому-то еще не пришло.

Дело было вечером, мы с пятилетней дочерью спешили от врача домой: предстояло быстро собрать дома еще двоих детей и пойти всем вместе на занятия.


Спешка, конечно, была весьма условной. Я рвалась вперед, как спутанная лошадь в кандалах, но никак не могла добиться даже приемлемой средней скорости. Мои «кандалы» повисли на левой руке и, держась за нее, делали – так казалось – все для того, чтобы мы опоздали везде и всюду.

Дочь особенно эффектно косолапила, умудряясь споткнуться через каждый четвертый шаг, выворачивала руку, закидывала голову и сопела. Потом внезапно спросила, хочу ли я услышать ее новую песню. Я хотела, чтобы ее ноги переступали быстрее – и ничего больше.

Когда половину обычного восьмиминутного маршрута мы одолели минут за десять, я не выдержала. Конечно же, я задала его – вопрос номер один в списке самых тупых и бесполезных родительских вопрошаний:

– Ты издеваешься, да? Ты специально?!

А дочь моя – дама серьезная, и потому она подняла голову, посмотрела серьезно и преданно мне в глаза и объяснила с легким вздохом:

– Ну… нет. Я просто устала, понимаешь?.. Можно мы помедленней пойдем?

– Помедленней? Да мы еле ползем! – и я снова решительно потянула вперед свое астеничное сокровище, неуклюже переставляющее ноги в сапогах, купленных, как всегда, слегка на вырост.

И в ответ – покорное сопение. Слишком покорное. Я посмотрела вниз, под свою левую руку. Там мелькали ботинки ребенка. Топ-топ, топ-топ, топ…

Мне показалось, что как-то очень уж быстро они мелькают. Я – еле ноги переставляю, изнывая от пустой потери времени, а ребенок – словно в другой временной плоскости, – спешит изо всех сил. Что такое? Я решила просто попробовать ставить ноги в такт дочери. Сказано – сделано, и…

И всего шагов через пятнадцать я остановилась, чтобы отдышаться. Это было что-то пострашнее бега на «физре» в институте, ущербная спортивная ходьба на пределе возможностей. А на самом деле – просто попытка переставлять ноги с той же частотой, с какой это приходится делать маленькому коротконогому ребенку, спешащему за родителем.

Выходит, моя дочь шла такой вот «спортивной ходьбой» больше десяти минут без передышки и ни разу не захныкала… А ведь прежде бывало, что и по двадцать-тридцать минут мы куда-то пешком поспешали…

В общем, стало мне стыдно, я немедленно исправилась… мысленно. Нет, в тот вечер я действительно сразу же исправилась. Я просто провела обратный эксперимент: отпустила руку дочери и стала смотреть, как теперь она будет двигать ножками.

Метров шесть по инерции она пропыхтела, потом притихла и пошла в нормальном для нее темпе, растерянно оглядываясь. Я стала подстраиваться: получилась ленивая походка свежепроснувшейся студентки на каникулах. В этом темпе мы и завершили последний этап маршрута.

В результате я порядком отдохнула (вошла в роль и действительно почувствовала себя студенткой на каникулах), а дочь отдышалась, воспрянула и начала рассказывать мне свои истории, на которые большая мастерица, но которые – я только теперь поняла – давно мы от нее на улице не слышали.

Это же сколько – подумала я – историй и разговоров пропало? И сколько уличных капризов, споров и истерик можно было бы избежать, если бы… Если бы я чуть раньше поставила себя на место коротышки?

Сто раз об этом слышали, верно? А уличных истерик меньше не становится – ведь гораздо проще поторопить ребенка, чем организовать себя и выйти из дому по делам пораньше, с расчетом на детский шаг…

Автор: Елена Фетисова
____________________________________

Трудолюбивый сын 


Однажды, вернувшись с работы домой, я встретил в дверях нашего сына, которому было три с половиной года. Он весь сиял.

– Папа, я трудолюбивый! – заявил он.

От жены я узнал, что стоило ей отвлечься, как он опустошил пятилитровый кувшин с водой из холодильника, большую часть вылив на пол. Мать, подавив в себе желание отшлепать его, спокойно спросила:


– Брентон, что ты хотел сделать?

– Мама, я хочу помогать! – с гордостью ответил он.

– Что ты имеешь в виду?

– Я помыл посуду вместо тебя
.
И действительно, на кухонном столе была разложена посуда, и её-то мальчик и поливал из кувшина.

– Ну хорошо, а зачем ты взял воду из холодильника?

– Я не мог дотянуться до раковины.

– А, ну да! – Мать огляделась. – Послушай, а нельзя ли мыть посуду как‑нибудь так, чтобы не разводить болото?

Мальчик призадумался, но лицо его вдруг просветлело.

– Я могу это делать в ванной!

– В ванной посуда может разбиться, – сказала мать. – Но есть идея. Когда ты захочешь мыть посуду, позови меня, и я помогу тебе поставить перед раковиной табурет, чтобы ты мог помыть посуду.

– Хорошая идея! – радостно воскликнул мальчик.

– А что нам делать с этой лужей? — спросила мать.

– Да‑а-а, — задумчиво протянул сын. – Тут надо много бумажных полотенец.

Мать дала ему рулон бумажных полотенец, а сама пошла за тряпкой.

Когда жена рассказала мне о случившемся, я осознал, как важно было то, что она сумела сделать паузу между стимулом и реакцией. И это удалось ей благодаря тому, что она думала о конечной цели, которой был не чистый пол, а воспитание мальчика.

Матери потребовалось десять минут, чтобы навести порядок. Если бы она отреагировала пассивно, уборка могла занять те же десять минут, но разница была бы в том, что, встретив меня в дверях, Брентон назвал бы себя не «трудолюбивым», а «плохим» мальчиком.

Из книги Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных семей».
_____________________________________________

Как вырастить неудачника?

Солнечный Крит, завтрак «шведский стол» в отеле. Маленький мальчик лет четырех наливает себе в стакан до краев из кувшина порошковый оранжевый напиток и осторожно, ступая мелкими шажками, чтобы не расплескать, несет его к покрытому белой скатертью столику, за которым его уже ждет бабушка с тарелками бутербродов.

— Вася! Вот балда! Ты зачем столько налил, разольешь ведь сейчас! Тетя придет и будет ругаться, — выдает бабушка гневную тираду. А затем, повернувшись к своим подругам по отдыху, произносит мораль. — Вот, смотрите, до чего доводит жадность.

Вася понуро опускает плечи и бредет к столику, провожаемый осуждающими взглядами бабушкиных приятельниц. Пятиминутка стыда и презрения.

Я задумываюсь: а что, собственно, произойдет страшного, если мальчик Вася сейчас расплещет порошковый напиток? Да ничего — придет уборщица с тряпкой, и лужи как не бывало. И даже слова не скажет, разве что улыбнется — греки любят маленьких детей и легко прощают им мелкие проступки. А если даже Вася и разобьет стакан, то красная цена этой посуде в супермаркете 50 евроцентов — хозяева отеля даже внимания не обратят.

Пожалуй, единственное, что должно было бабушку напугать — это качество самого порошкового оранжевого напитка: такое вообще нельзя пить никому, а уж маленьким детям — и подавно. Но откуда же мальчику такого возраста знать, что на шведском столе в отеле могут подавать вредные продукты? Все, что оранжевого цвета и пахнет апельсином — по его понятиям сок.

Аллея из цветущих олеандров, ведущая на пляж — там же, на Крите. Маленькая девочка, залюбовавшись на южные растения, споткнулась о камень, упала, больно ушибла коленку и залилась ревом. К ней порывисто метнулся молодой папа — нет, отнюдь не для того, чтобы взять на руки, вытереть слезы и утешить.

— Ты чего орешь? Знаешь, тем, кто ревет, надо еще наподдать в том же объеме, чтобы было неповадно.

Опять же, происходит эта сцена на глазах у толпы зрителей, а бедная девочка от стыда готова провалиться сквозь землю.

Наверное, и в первом, и во втором случае родители считают, что очень многое делают для своих детей — дают, жертвуют, от себя отрывают. Вот, на Крит вывезли, чтобы море, солнце и поправить здоровье — у нас-то в твои годы такого не было. Возможно, они считают, что воспитывают в детях какие-то полезные для жизни навыки, которые в будущем им очень пригодятся. Во всяком случае, действуют из лучших побуждений и отнюдь не зла своим чадам желают.

Только потом не нужно будет удивляться, если Вася привыкнет считать себя неудачником. Потому что инициатива наказуема: взялся сам о себе позаботиться — получи в ответ словесную оплеуху. Лет через двадцать постаревшая бабушка будет ругать Васю уже за другое: что мало зарабатывает, не делает карьеру, не стремится к большему. А Вася будет в ответ лишь вздыхать: да куда уж мне, кто меня на хорошую работу возьмет, никудышного?

Девочкин папа, не смею сомневаться, тоже желает ей счастливой женской судьбы. И совсем не ожидает, что через пару десятков лет его любимую дочь будет неудержимо тянуть к мужчинам, которые ее не ценят и не уважают. Она будет мечтать о предложении руки и сердца от того, для кого она лишь самый последний вариант — скоротать ночь, если больше совсем некуда пойти. Или на долгие годы застрянет у женатого мужчины в любовницах. Или, хорошо выучившись терпеть, станет терпеть — пьянство мужа, измены, домашнее насилие.

Девочке повезет, если ей не станут говорить: «Терпи, а то как же ты потом рожать будешь?» В таком случае у нее имеются неплохие шансы в будущем стать матерью. Если же «тебе еще рожать» станет родительской поговоркой, то велики шансы заработать себе бесплодие или построить такую личную жизнь, в которой для детей не останется места.

Пожалуй, наименее страшная из отдыхающих мам — с двумя дочками у бассейна. Она принимает позу тренера и командует: «На старт! Внимание! Марш!» Она непрестанно сравнивает дочек — кто ловчее, кто быстрее, кто чемпион. Интересно, когда дочки вырастут, то это младшая первой отобьет у старшей парня или наоборот?

Мама с тремя малышами — в море. В этот день — сильные волны, и они вчетвером плещутся на мелководье, держась за надувного дельфина. Просто удивительно — она никого ни за что не стыдит, не одергивает и не критикует. Может быть, потому, что трое — это слишком много, чтобы держать каждого под жестким контролем, на это сил не хватит. А, может быть, потому, что она сама радуется морю, солнцу и веселой игре как ребенок. Просто прыгает в теплой воде, смеется и заражает своих детей жаждой жизни.

Автор: Ольга Гуманова

_________________________________________________



Все новости

© 2016-2021 Children’s Club Montessori-City г. Москва, м.Отрадное, Декабристов, 27 - Администрация