Вызвать консультанта

499 2023250 - Отрадное

495 9713808 - Лианозово

01.04.2013 22:32

Уроки тишины для шумный детей. Елена Хилтунен, эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России

Уроки тишины для шумный детей

a.jpg

b.jpg


Взрослые знают, что детей надо научить правильно сидеть, правильно стоять, правильно вести себя за столом, правильно здороваться и т.д. Но задумываемся ли мы, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к не нужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным? Но кто, когда и где научит этому наших детей?

В группах, которые работают по системе Марии Монтессори, проводятся короткие уроки. Они называются – УРОКИ ТИШИНЫ и длятся от 1 до 5 минут. Уроки тишины представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли. Наставница показывает, как надо правильно сидеть, обращая внимание, как лежат руки и как спокойно на полу стоят ноги, на правильную осанку, на дыхание с закрытым ртом. Детей постепенно приучают быть неподвижными и молчаливыми. Это прекрасная тренировка воли и одновременно гимнастика для мышц. Упражнения в тишине будут эффективны, если дети выполняют их с желанием и удовольствием.

В нашей группе есть мальчик (Коля Л., 6 лет), который во время свободной работы вдруг сам сел на корточки, замер и долго сидел, так глядя только одними глазами на свои постройки из цветных цилиндров. Он сохранял неподвижность в течение 7 минут!
Задумайтесь, часто ли вы слышите звуки шагов в коридоре, тиканье часов, чириканье воробьев, лай собаки, шум листьев? Наверное, многие из вас ответят «нет». Это потому, что мы привыкли все время жить в шуме, и воспринимаем звуки в хаосе.

Уроки тишины - прекрасное средство воспитания внимания. Если спокойно сидящие дети вдруг обращают внимание на какой-то малейший звук, у них на лицах появляется выражение удивления. После урока тишины дети рассказывают, что они слышали, и многие говорят: «Слышал, как кто-то ходит», «в коридоре кто-то разговаривает». Некоторые дети начинают прислушиваться не только к внешним звукам, но и к биению собственного сердца. А есть дети, которые говорят:
- «Я ничего не слышал. Я думал о музыке»,
- «Я смотрел на облака и думал о том, откуда они берутся и куда плывут»,
- « А я вспоминала стихи»,
- «А я слушал, как воет ветер».

Значит, во время уроков тишины дети учатся слушать и движение собственной души.

При условии покоя и тишины они дают ребенку изоляцию впечатления, внутреннее сосредоточение, которые оставляют в его сознании глубокий след. Вот несколько упражнений для уроков тишины.

«ДОГОВОРИМСЯ ГЛАЗАМИ»

Материал: шарик или маленький мячик.
Первый вариант. Педагог и дети садятся в круг. Педагог: «Я сейчас тому прокачу мяч, с кем «договорюсь глазами». Выбирает ребенка, смотрит ему в глаза и катит мяч. Предлагает тоже самое сделать ребенку, у которого оказался мяч.
Второй вариант. Педагог и дети садятся в круг. Педагог предлагает поменяться местами с тем, с кем он «договориться глазами» (посмотрит в глаза). После чего предлагает то же самое сделать остальным.

СЛУШАЕМ ТИШИНУ

Детям предлагаем закрыть глаза и послушать тишину. Обсудить, кто что услышал.
Слушаем тишину внутри себя
Детям предлагается закрыть глаза, уши прикрыть ладонями. Если ребенок спокоен, он слышит биение сердца, собственное дыхание.

СЛУШАЕМ ХРУСТ

Материал: казинаки или сухарики (кукурузные хлопья).
Предлагаем детям отломить кусочек от казинаков, закрыть глаза, ладонями прикрыть уши. Все вместе начинаем жевать и слушать. Обсудить, на что похож звук.
Дотронуться до ладошки
Материал: колосок, перышко и т.п.
Детям предлагаем закрыть глаза, по кругу дотрагиваться до ладошек детей перышком (колоском и т.п) Обсудить, кто что почувствовал.

ЛЕПЕСТОК

Материал: лепестки роз (не сухие).
Предложить детям закрыть глаза и протянуть ладошки. Каждому ребенку положить в ладошки по одному лепестку. Предварительно дать инструкцию: «Я сейчас что-то положу вам в руки, а вы должны догадаться что это. Это можно потрогать, понюхать. Тот, кто догадается что это, протягивает руки вперед. До кого я дотронусь, тот открывает глаза». Ребенок, открывший глаза кладет лепесток в вазу с водой. Обсудить, кто как догадался, что при этом испытывали, какие чувства.

УГАДАЙ-КА

Материал: любой фрукт или овощ, лучше две штуки: один целый, а другой порезанный на кусочки.
Дети закрывают глаза. Учитель по кругу около каждого ребенка проносит фрукт, просит отгадать по запаху. Обсуждают запах. Затем снова все закрывают глаза, педагог каждому по очереди кладет в руки фрукт. Открыв глаза, дети продолжают обсуждать и выдвигать предположения какой это фрукт. Дети снова закрывают глаза , учитель дает каждому попробовать кусочек фрукта. Открывают глаза, узнают фрукт.

УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАНО

Материал: любой предмет небольшого размера (фрукт, овощ, геометрические тела, деревянные фигурки и т.п.), поднос, салфетка.
Педагог показывает накрытый под салфеткой предмет и предлагает узнать что там, не поднимая салфетку. Проходит с подносом по кругу, давая каждому ребенку обследовать предмет. Дети высказывают свои предположения. Педагог поднимает салфетку, демонстрируя предмет.

«ПЕРЕКАТИ ШАРИК»

Материал: шарик или маленький мячик.
Педагог и дети садятся в круг. Педагог выкладывает шарик и предлагает передать его (рукой, ногой, другим способом) по кругу. Способ повторяют другие дети.

«ПОЛЕЙ ВОДУ»

Материал: кувшин с водой, миска, полотенце.
Дети садятся в круг. Педагог выставляет в центр круга миску, кувшин и полотенце. Приглашает одного ребенка в центр. Поливает водой из кувшина руку ребенка над миской. Затем промакивает руку полотенцем. Тот ребенок, которому поливали руку приглашает другого и делает тоже самое. Заранее договориться, чтобы воду из кувшина всю не выливать.

«КАРТИНА ИЗ ШНУРКОВ»

Материал: шнурочки разного цвета.
Дети садятся в круг. Педагог раздает шнурочки. Педагог выкладывает из своего шнурка в центре фигурку. Детям предлагается по кругу дополнить фигуру, подкладывая свои шнурочки. Можно включить фоном тихую музыку. По окончании дети любуются получившейся картиной.

«ПОЙМАЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Материал: колокольчик.
Каждому ребенку по очереди предлагают закрыть глаза. Педагог звонит около ребенка в колокольчик. Задача ребенка поймать колокольчик закрытыми глазами.

«КОЛОКОЛЬЧИК»

Материал: колокольчики разного размера, разные по звучанию.
В игре участвуют столько детей, сколько колокольчиков. Дети садятся в круг. Педагог в центр выставляет колокольчики. Каждому ребенку по очереди предлагается взять колокольчик, поставить его на то место в группе, на которое ребенок захочет. Перед тем как поставить, ребенок звонит в колокольчик. После того, как все колокольчики расставлены, педагог предлагает детям по очереди принести колокольчик на место, но не тот, который уносил.

«СВЕЧИ»

Материал: прозрачная миска с водой, свечи плавающие по количеству детей. колпачок для тушения свечи.
Педагог зажигает свечу и опускает её в воду, предлагает ребенку зажечь свечу от уже горящей свечи, затем следующий зажигает свечу от предыдущего участника игры. При этом педагог дает инструкцию, каждому ребенку следить за той свечой, которую он зажег. Когда все свечи горят, педагог может покрутить миску с водой. Затем каждый ребенок по очереди берет колпачок и гасит свою свечу.

«ТИХАЯ ВОДА В ЦЕНТРЕ КРУГА»

Материал: чаша с водой, полотенце.
Дети садятся в круг. Педагог ставит в центре круга чашу с водой, которая не колышется. Дети смотрят на поверхность воды и стараются не шелохнуться. Педагог предлагает одному из детей выйти в круг и опустить руку в чашу с водой, нарушив её спокойствие. Дети тоже начинают двигаться, как только вода затихает, дети тоже стараются не двигаться. Игра повторяется несколько раз.

Продолжение читайте, пожалуйста, в следующем номере журнала.

КОЛОНКА ЭКСПЕРТА

ЧТО ТАКОЕ КРУГ?

Кто-то из Монтессори-педагогов назвал его атмосферным явлением. Во всяком случае, это не ежедневное занятие с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Каждый круг имеет свой контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других воспитатель рассказывает сказки, короткие истории из жизни. Осенью дети все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно и месить тесто. Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечаются дни рождения детей и другие важные события. Здесь вспоминают о том, что кто-то из детей заболел или кому-то предстоит неприятный поход к зубному врачу. В пятнадцать минут общего круга вмещается все на свете: личные проблемы, календарь, история, география, биология, математика и словесность, пантомима и театр. Круг всегда ведет наставница, но она лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживание. Наставница ведет счет словам своим. Она скорее похожа на провокатора, профессионально разжигающего костерок общего разговора, в который каждый из детей подбрасывает свою щепочку. Круг кончается через пятнадцать минут. Но дух общей доброжелательности, уважения, доверия остается надолго и, в конце концов, становится неотъемлемой частью уклада жизни детской Монтессори-группы.

Елена Хилтунен, эксперт Ассоциации Монтессори-педагогов России

Фото: Александра Хилтунен, Ирина Бородина, Таня Тюрикова


Екатерина Ковалева - Монтессори-педагог, тренер Евразийского Центра Монтессори-педагогики, г. Екатеринбург

Жанна Романькова - Монтессори-педагог, тренер Евразийского Центра Монтессори-педагогики, г. Екатеринбург

Статья из журнала "Монтессори-клуб" №4 (19) 2009 г.

Все новости

© 2016-2021 Children’s Club Montessori-City г. Москва, м.Отрадное, Декабристов, 27 - Администрация