Монтессори среда помогает ребенку раскрыть внутренний потенциал в соответствии с личным планом развития, заложенным самой природой.
Приходя в монтессори класс, малыш, чаще всего, начинает свою деятельность с упражнений в практической жизни. Он видит, как мама готовит, стирает, ухаживает за домом, заботится о семье и хочет научиться делать все сам. У ребенка появляется потребность стать самостоятельным, независимым.
Пока человек не научится быть, самостоятельным, (независимым), он никогда не станет свободным.
Ребенок получает первый опыт самостоятельной жизни. Он учится ухаживать за собой, за окружающей седой, учится заботиться о других.
Полученный опыт дает ему уверенность в себе, ребенок ощущает свою значимость, начинает понимать свою роль в данном обществе.
Дети учатся здесь дружить, уважать друг друга, доверять, прощать, заботится. Обучаются они этому через простые и понятные для них Уроки Вежливости. «Я покажу тебе, как можно попросить о помощи» -, говорит педагог и показывает презентацию.
Дети обучаются через наблюдения, исследования и многократные повторения различных видов деятельности. После этого включается осознанность, они учатся анализировать и совершать собственные открытия.
Монтессори материалы привлекательные, эстетичные, натуральные и экологически чистые. В каждом из них таятся секреты для детей разного возраста. Дети обязательно найдут занятие по душе, удовлетворят свои потребности. Каждый вид деятельности в монтессори среде, помогает утончать движения, развивать речь, концентрацию, независимость.
Упражнения в практической жизни помогают не только стать самостоятельными, но также сформировать представление о порядке, выстраивать последовательность, логически мыслить, длительно концентрироваться, а также готовят руку к письму.
Сенсорные материалы помогают ребенку сформировать понятие о размерах, объемах, формах, цветах, знакомят с геометрией, готовят к изучению математики.
Работая с материалами в естественно-научной зоне, ребенок знакомится с окружающим миром, знакомится с географическими понятиями, изучает животный и растительный мир, знакомится с разными видами классификаций.
Среда монтессори помогает ребенку познавать мир через наблюдения и практический опыт.
Одной из главных потребностей-ребенка, является потребность в общении, развитии связной речи, построении грамматической основы языка. Этому он учится, работая с материалами в зоне русского языка. Здесь представлены материалы для расширения словарного запаса, для развития фонематического слуха, подготовки руки к письму. Ребенок знакомится с буквами письменного и печатного алфавита, учится читать и писать.
Математика – абстрактная наука. У детей до 6 лет, развито наглядно образное мышление, они обучаются через образы. М. Монтессори разработала уникальный математический материал, который помогает детям легко и без принуждения изучать счет, числа, сложение, вычитание и даже умножение и деление.
В классе есть творческие виды деятельности. Мы не учим детей рисовать по образцу. Мы показываем техники работы с разными материалами: как работать с красками, мелками, гуашью, пластилином или соленым тестом. Ребенок в своих работах проявляет своё воображение, выражает свое внутренне состояние.
Большое внимание в монтессори классах уделяется урокам тишины. Через уроки тишины ребенок учится находиться в покое, быть наедине с собой, учится управлять своими мыслями, формирует волю, внутреннюю самодисциплину.
Еще одно упражнение, которое помогает ребёнку формировать волю и внутреннюю дисциплину - это движения на линии. Эти упражнения учат контролировать свои движения, управлять своим телом, развивают баланс, концентрацию, взаимоуважение.
В монтессори среде растут свободные дети, с чувством собственного достоинства, умеющие принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Они могут сострадать, прощать, уважать и готовы прийти на помощь.
Автор: Федорова Нелли Алексеевна
Монтессори педагог 0-3; 3-6; директор учебной части ООО «Детский клуб «Монтессори – Сити»