Вызвать консультанта

8 (903) 27-55-000

8 (499) 202-30-60

01.04.2013 22:32

Метод Монтессори

Что такое метод Монтессори?
Основной принцип – побудить ребенка к самообучению, к саморазвитию. Девиз педагогов Монтессори : “Помоги мне это сделать самому”.
Смысл целей поставленных при воспитании ребёнка, по методу Марии Монтессори: самостоятельность, уверенность в себе, уважение к другим, приучение к порядку и трудолюбие – СВОБОДА. Но, как не раз обращала внимание сама Мария «Свобода – это не дикое «ХОЧУ И ЖЕЛАЮ», это естественно развивающаяся внутренняя способность выбирать наилучшее для себя и других».

1

Задача взрослого – организовать условия для возможности ребёнка, самостоятельно, с раннего детства вступить на собственный уникальный путь развития, реализовать свою ПРИРОДУ.
Понимая это, доктор Монтессори разработала специальную среду – Монтессори класс. Приоткроем занавес и окунёмся в уникальную атмосферу Монтессори класса.
…Легкие маленькие стулья, креслица, столики, за которыми могут работать от одного до троих детей, и которые дети сами могут переносить. Материал для занятий «дидактический материал», как его называет Монтессори хранится в длинных низеньких шкафах, расположенных вдоль стен комнаты так, что дети сами могут открывать их и класть в них учебные пособия. Посуда, которою дети пользуются при еде, такова, что дети сами могут ее мыть, подавать и убирать в порядке дежурств. Домашние работы и «житейские упражнения» входят в программу занятии. Мария Монтессори создала среду, в которой дети должны быть сами хозяевами и работниками.


sbug3406

Однако этот социальный и жизненно-практический момент стоит все же на втором плане. «Цель воспитания, — по выражению Монтессори, — развивать силы», и этой целью определяется всецело характер того «дидактического материала», которым преимущественно заняты дети и который составляет, несомненно, центр всей системы Монтессори. Описание этого материала не входит в нашу задачу, тем более что ознакомиться с ним возможно, лишь увидав его на деле или по крайней мере прочтя его подробное описание в книжках самой Монтессори. Мы здесь ограничимся только уяснением общего духа «дидактического материала».
Доктор Монтессори дифференцирует различные чувства, при чем для каждого из них в отдельности подбирает соответствующий материал, упражнения с которым способны развить его до максимальной степени. Так для развития тактильного чувства служат наборы гладких и наждачных дощечек, карточек и разных материй. Термическое чувство развивают набором металлических чашечек, наполненных водою различных температур. Барическое (чувство тяжести) — набором одинаковых по размеру, но разных по весу деревянных дощечек. 

IMG_5614

Для развития стереогностического чувства (ощупывания) Монтессори пользуется набором геометрических фигур. Соответствующим образом воспитываются глазомер и чувство формы и цвета. Слух развивается с помощью набора, состоящего из двух рядов по 13 колокольчиков и 4-х молоточков (распознавание тонов)…. Исходя из той мысли, что задача воспитания — развитие всех сил человека, Монтессори не оставляет без внимания и чувство вкуса и обоняния: для развития их служат наборы разных порошков и жидкостей. Для каждого чувства подбирается специальный материал, и это изолированное упражнение отдельного чувства усугубляется еще особым «методом изолирования»: так например слуховые, тактильные и термические упражнения происходят с повязкой на глазах, т. е. при выключении чувства зрения и т. д.


sbug3308

Аналогичным образом протекает воспитание движений, в значительной мере сводящееся к упражнению участвующих в разных двигательных процессах мускулов: кроме системы специально разработанной гимнастики для этого служат упражнения с застегиванием и расстегиванием пуговиц, шнурованием, специальная гимнастика дыхания. Воспитание умственной деятельности, с точки зрения метода Монтессори, есть не что иное, как сочетание восприятия с моторными процессами, сводится к комбинированному упражнению органов чувств и двигательных процессов: сюда относятся «уроки номенклатуры», связанные с упражнением с геометрическими вкладками (обучение форме и цветам) и усложняемые наблюдением окружающей среды под руководством учительницы, игра с вырезанием геометрических фигуp, рисование по разработанной системе (штриховка черная, затем цветная и т. д.), лепка, игры с наименованием цветов и их оттенков и т.д

.IMG_5612 

Все это завершается упражнениями, имеющими целью своей введение в арифметику (упражнения с цифрами, «уроки с нулем», упражнения на запоминание цифр), и наконец кульминируется в приобретшем особую известность методе обучения чтению и письму.
Основная задача учителя по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. 



Монтессори в мире

Началом истории развития метода Монтессори метода в мире заслуженно считают 1907 год. Именно в этом году, 6-го января,

18 

в Итальянском городе Сан – Лоренцо, открылась первая школа Монтессори «Дом ребенка» («Casa dei Bambini»).  Здесь Марии Монтессори представилась возможность широко применить на практике результаты своих первых наблюдений и опытов, проверить правильность сделанных выводов.
Уже к 1909 г. стало ясно, что осуществленный Монтессори эксперимент оказался успешным. С этого времени её яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне. В это время слава доктора Монтессори переходит за границы Италии. Из Испании, Голландии, Англии и Швеции начинают приезжать учителя, чтобы познакомиться с её методикой. 


bg_cached_resized_2cf3e8829a3dc0ee9607f86cb4b7c031

В течение нескольких лет Мария Монтессори много путешествует по Европе, выступает в США, Южной Америке, Азии. Везде, где она была, возникали детские учреждения, работающие по её методу.

В короткий срок метод Монтессори распространился по всему миру.
В 1929 году Мария Монтессори вместе с сыном Марио основывает Международную Монтессори Ассоциацию AMI (Association Montessori International) в Амстердаме (Нидерланды).
С 1960 года в городе Гринвич (США) начинает работать Американское Монтессори Общество — AMS (American Montessori Society).
В мире насчитывается несколько тысяч школ Монтессори, только в Голландии их более 200-х .

В США, в Европе, Азии работают специальные фабрики, выпускающие её дидактические материалы.

школа в индии

Одна из Монтессори школ в Индии «Сити-Монтессори» в 2013 году была официально признана самой большой в мире и занесена в Книгу рекордов Гиннесса. На сегодняшний день в этой школе обучается около 47 тысяч учеников.



Монтессори в России

Первые сведения об успехах метода Монтессори дошли до России ещё в 1910 году, но достаточно полно российская педагогическая общественность смогла ознакомится с системой Марии Монтессори в 1913 году, когда вышел в свет русский перевод главного ее труда под заглавием «Дом ребенка. Метод научной педагогики».

книга 

Книга сразу привлекла внимание своей оригинальностью и прикладной направленностью. Вокруг идей, изложенных в ней, развернулись горячие споры. Осенью этого же года в Петербургском университете, а потом и в Педагогическом музее состоялась презентация дидактического материала Монтессори, который получил восторженные отклики большинства посетителей.
Первый практический шаг по пути реализации идей М. Монтессори в России сделала Юлия Ивановна Фаусек (1863-1943). Энергично взявшись за дело, она уже в октябре 1913 г. создала при одной гимназии маленький детский сад, работавший по системе Монтессори. Двадцать лет она неустанно пропагандировала метод, опубликовала более 40 своих книг и статей, издала на русском языке несколько работ М. Монтессори. В 1914 г., пробыв месяц в Италии, Ю.И. Фаусек еще больше укрепилась верой в правоту того дела, за которое взялась.

Юлия Ивановна Фаусек

Юлия Ивановна Фаусек

На базе сада Ю.И. Фаусек было создано в 1916 г. «Общество свободного воспитания (метод Монтессори)», при котором были открыты курсы по ознакомлению с ее системой. В результате в России открылись сразу несколько детских садов Монтессори: два – в пос. Лесном (близ Петрограда), их руководительницы ездили в Нью-Йорк и купили дидактический материал; один сад — в провинции, в г. Кириллове Новгородской губернии. Были открыты специальные сады при Попечительстве о бедных и Народном доме графини Паниной.
Несмотря на объективные трудности, вызванные войной и революцией, Ю. И. Фаусек оставалась верной своему делу и весной 1917 г. создала в Петрограде детский сад Монтессори, который устоял среди потрясений гражданской войны. В 1922-1923 гг. его посетили четыреста семьдесят пять делегаций, в основном провинциальных педагогов и даже крестьян, живо интересовавшихся системой. Несмотря на полемику вокруг этой системы и ее критику, дети с увлечением занимались с Монтессори-материалами и поражали своими успехами в развитии. Это и было главным аргументом пропаганде метода.


Постепенно в России начинает возникать все больше садов Монтессори. В Москве – «Кельнский дом» на Девичьем поле (руководитель А.А. Перроте), сад под руководством А.П. Выготской, сад для глухонемых детей Н.П. Соколовой; дом в Вятке, а также четыре детских сада в Тифлисе, в которых преподавала ученица Монтессори. При Институте дошкольного образования в октябре 1923 г. открылся «Научный кружок по методу Монтессори», в котором было впервые предпринято научное изучение возможностей и путей использования метода в отечественных условиях.
Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками.

С конца 1980-х – начала 1990-х гг. Монтессори — движение переживает второй этап – период возрождения. Второй период можно разделить на два этапа. Первый этап – до конца 1990-х гг. – восприятие опыта зарубежных коллег и обращение к опыту России начала XX в. Это этап «движения вширь». С конца 1990-х гг. начинается второй этап – «движение вглубь», т.е. углубленное осмысление наследия Монтессори, первые научные исследования и серьёзные учебные пособия. На этом этапе назрела необходимость сравнительных экспериментальных исследований эффективности системы Монтессори на российской почве.
Летом 1991 г. педагог и журналист «Учительской газеты»

Е. А. Хилтунен

Е. А. Хилтунен

Е.А. Хилтунен и голландский учитель Э. Ван Сантен подписали договор о сотрудничестве. Планировалось открытие детских садов, семинаров для педагогов и организация производства Монтессори — материалов в России.
Власти также не остались в стороне от набирающего силу Монтессори — движения. В первой половине 1990-х гг. Министерством образования РФ и Министерством образования и наук Нидерландов подписан Меморандум о сотрудничестве в гуманитарных областях, на основании которого был разработан проект «Метрополис». В рамках проекта осуществлялось сотрудничество голландских специалистов с педагогами Волгограда, Красноярска, Москвы и Череповца.
Первыми посланцами России на зарубежных Монтессори — курсах стали Е. Хилтунен и М. Сорокова.
В 1992 г. по инициативе Д.Г. Сорокова, М.Г. Сороковой, К.Е. Сумнительного и С.И. Сумнительной был создан Московский Монтессори — центр, который проводил работу в разных направлениях. Преподавателями курса были как отечественные, так и зарубежные специалисты. С российской стороны читали лекции и проводили семинары кандидаты и доктора наук М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов, Д.Г. Сороков, М.Г. Сорокова, Р.В. Тонкова-Ямпольская.
В настоящее время в России, более тысячи групп в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори, проходит множество семинаров и конференций, как всероссийского, так и международного масштаба. Идёт серьёзная работа по более глубокому изучению метода Марии Монтессори, и использованию полученных теоретических знаний на практике.



Биография Марии Монтессори

…Мария Монтессори…

Почему для нас так интересна биография этой Великой Женщины?
Познать любой метод невозможно не зная историю его создания, история создания — это история создателя. В нашем случае это Мария Монтессори.
Надеемся этот небольшой экскурс в биографию доктора Монтессори, поможет вам глубже понять мотивы и обстоятельства появления этой уникальной методы развития ребёнка.

Родители Марии Монтессори

Родители Марии Монтессори

Мария родилась в провинциальном итальянском городке Кьяравалле 31 августа 1870 года. Семья Монтессори была довольно обеспеченной, а      поскольку Мария была единственным ребёнком в семье, родители сделали всё возможное, чтобы дать ей хорошее образование. Мечтой юной девушки была профессия детского врача, и по окончанию гимназии, Мария поступает на медицинский факультет Римского университета, через два года она получает право изучать не только естествознание, физику и математику, но и медицину.
Важно понимать, что Европа в то время была далеко ещё не так демократична и эмансипирована, как сейчас. Каких-то сколь бы то ни было высот, тем более в науке, женщине достичь было просто невозможно. Но даже такие, казалось бы, непреодолимые препятствия не смогли остановить Марию на пути к МЕЧТЕ.
И в 26 лет Мария Монтессори стала первой в Италии женщиной врачом. Уже тогда известная своими передовыми взглядами, доктор Монтессори стала работать ассистенткой профессора в университетской психиатрической клинике.

Диплом Марии Монтессори

Диплом Марии Монтессори

Именно работая в этой клинике, каждый день, наблюдая за детьми с ограниченными умственными возможностями, изучая труды по детской психологии и педагогике Итарда/ Itard, Jean Marie-Gaspard (1775— 1838), и Сегена/ Seguin, Edouard — (1812 1880), Мария пришла к удивительному выводу: проблемы умственно отсталых детей — это не МЕДИЦИНСКИЕ, а ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. И решать их нужно не в больнице, а в школе. С этого момента судьба Марии Монтессори сделала крутой поворот. Доктор Монтессори становится директором Ортофренической школы, в которой учились дети с задержкой в развитии. Уже через год многие её ученики научились читать, писать и сдали экзамены наравне со здоровыми сверстниками.
Помимо психологии и педагогики Марию Монтессори привлекала антропология, главным образом, вопросы эволюционного развития человека — природные факторы, влияющие на умственное развитие ребёнка.

Мария Монтессори в молодости.jpg

Мария Монтессори 1908 год

В 1904 году Мария возглавила кафедру антропологии в Римском университете. Именно в этот период она разрабатывает столь популярные сейчас Монтессори — материалы, формулирует основы своей собственной педагогики, работает над новой методикой обучения детей письму и чтению.
В начале XX века в Европе было время больших социальных экспериментов. В Риме было решено модернизировать рабочий квартал Сан — Лоренцо. Руководитель проекта Эдуардо де Саламо предложил Монтессори взять на себя руководство образовательной частью проекта. Она согласилась, так как давно чувствовала необходимость опробовать свой метод обучения на здоровых детях.
7 января 1907 года в Сан — Лоренцо открылся первый «Дом Ребёнка».
60 ребятишек, семьи которых поселились в новых домах, собрались в большой комнате, ставшей прообразом современного класса Монтессори. Результаты, полученные Марией Монтессори, превзошли все её самые смелые ожидания. Она бросила всё: лекции в Университете, профессорскую практику, хорошие заработки, ради нового, неизведанного, но влекущего к себе дела — создания новой педагогической системы свободного саморазвития детей.

Класс Монтессори

Класс Монтессори

Удивительно, с какой быстротой известие о методе Монтессори разнеслось по всему миру. Педагоги из Англии, Франции, России, Америки, отправлялись к Марии, получить бесценный опыт новой методики. В 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», и её сразу перевели на 20 языков мира. Доктор Монтессори стала не только гордостью Италии, но едва ли, ни самым известным педагогом планеты. Мария Монтессори прожила жизнь в нескончаемой борьбе за права ребёнка. Она называла свой метод — методом научной педагогики и считала, что любые практические действия, теории, модели могут строиться только на глубоких знаниях о развивающемся человеке.
В 1950 году Марии Монтессори была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета, и она была выдвинута на международную Нобелевскую премию.
Мария Монтессори умерла в 1952 году в Ноордвейке, Голландия.
Свидетельством Мирового признания Марии Монтессори стало решение ЮНЕСКО в 1988 году, о включении её в четвёрку педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Это Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Антон Макарено и Мария Монтессори.



ТЕРМИНОЛОГИЯ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКИ

Сензитивные (как принято в психологии и педагогике) или сенситивные (термин из медицинской практики) периоды — периоды особой восприимчивости к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования. В эти периоды предпочтительно развиваются те или иные качества и психологические особенности человека. Сензитивные периоды присуще абсолютно всем детям и проходят безвозвратно. В Монтессори-педагогике известна сензитивность детей до 6 лет. Иногда путают сензитивность и периоды развития ребенка

Монтессори материалы — средства развития детей (дидактические пособия), отобранные Марией Монтессори в результате наблюдений за детьми. Все материалы упорядочены по степени сложности и находятся в свободном доступе для ребенка, а также имеющие ряд особенных характеристик, таких как изоляция сложностей, контроль ошибок и др. Все пособия внешне привлекательны, изготовлены, как правило, из натуральных материалов высокого качества. Главная задача — стимулирование индивидуального развития ребенка. В ходе работы (игры) с материалом в ребенке формируются определенные психологические качества, развивается внутренняя мотивация к обучению.

Монтессори-педагогика — научная педагогическая система воспитания и образования детей в возрасте до 12 лет, разработанная врачом, психологом, педагогом Марией Монтессори (1870-1952). В настоящее время существует международная система подготовки педагогов, работающих с детьми разных возрастных категорий (от 0 до 3, от 3 до 6 и от 6 до 12 лет) в рамках научной педагогики Монтессори.

AMI (Association Montessori International) — Международная Монтессори Ассоциация, основанная в 1929 году самой М.Монтессори и ее сыном Марио. Долгое время ее генеральным секретарем являлась внучка М.Монтессори Ренильда. Штаб-квартира находится в Амстердаме (Нидерланды). Курирует сеть курсов по подготовке Монтессори-учителей. Готовит и утверждает Монтессори-тренеров. Проводит педагогические советы Ассоциации, где обсуждает и утверждает изменения в методике, исходя из наблюдений за детьми, воспитывающимися в системе Монтессори.

AMS (American Montessori Society) - Американское Монтессори Общество - огромная организация, которая занимается продвижением Монтессори-образования в мире. AMS начало свою деятельность в 1960 г. в Гринвиче, сейчас распространяет свое влияние на шесть континентов.
AMS имеет свои собственные стандарты и критерии аккредитации монтессори образования. AMS-подход в Монтессори характеризуется адаптацией системы Монтессори к реалиям сегодняшнего дня, к различным  менталитетам детей и учитывает развитие современных технологий.

Нормализация — процесс максимальной оптимизации развития ребенка, в ходе которого устраняются отклонения в его развитии девиантного характера. Нормализация происходит, благодаря свободной работе в специально подготовленной среде. Нормализация конкретного ребенка может быть определена по отсутствию отклонений в поведении и приобретением ряда качеств.

Впитывающий ум (абсорбирование) — природное свойство ребенка от рождения до шести лет спонтанно воспринимать, фиксировать, запоминать впечатления (сигналы, информацию) извне с помощью всех органов чувств и преобразовывать их в свой личный опыт по приспособлению к окружающей среде и формированию своей личности.

Концентрация — способность к непрерывной, интенсивной работе с одним дидактическим материалом.

Подготовленная среда — такое окружение ребенка во всех его аспектах, со всеми его субъектами и отношениями, которое предоставляет ему возможность для наиболее полного оптимального физического, духовного и интеллектуального развития. Это понятие включает в себя целый ряд психолого-педагогических (учет сензетивности, гуманистических тенденций и т.д.) и организационных аспектов (наличие определенного дидактического материала, подготовленного педагога и т.д.). Полноценная подготовленная среда может быть создана только в условиях обучающего учреждения.

«Взрыв» в обучении — спонтанный процесс перехода количества опосредовано накопленных знаний в новое качество. Например, « взрыв письма». В результате развития руки и мускульной памяти (с помощью ряда упражнений) ребенок обретает способность правильно писать буквы.

Сенсорные материалы — предназначены для выстраивания интеллекта ребенка. Первоначальной задачей является утончение чувств, построение пар (шумящие коробочки и т.д.) и последовательных рядов в группе однородных предметов (розовая башня, коричневая лестница)). Умение упорядочивать и классифицировать является основой интеллектуальной деятельности.

Круг – групповое занятие (занятие на линии), содержащее обязательно конкретную проблему, задачу, обучающий момент. Круги имеют прямую и косвенную цели, материал, презентацию, возможность контроля и коррекции ошибки, направлены на определенные сензитивные периоды. Круг – это «место организации мышления и сознания».


СОЗДАНИЕ ДОМА МОНТЕССОРИ-СРЕДЫ ДЛЯ РЕБЕНКА 3-6 ЛЕТ

Считается, что в возрасте 3-6  лет ребенок “создает себя сам” и ему не стоит мешать. Ребенок осознает себя в социуме и учится многим взрослым вещам. Среда Монтессори от 3-х лет заключается в создании 5 зон:

Зона 1: Упражнения в практической жизни
Зона 2: Сенсорное развитие
Зона 3: Математическая зона
Зона 4: Языковая зона
Зона 5: Зона «космоса»

ЗОНА ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Это материалы, способствующие развитию навыков ухода за собой: чистка зубов, уборка, мытье посуды, стирка, чистка одежды и обуви, завязывание шнурков и так далее. Если у родителей есть возможность приобрести специальный Монтессори-материал для занятий – это хорошо. В специализированные наборы, как правило, входят следующие вещи: рамки с застежками всех видов, наборы посуды, наборы щеток и тазиков, прищепки, емкости для пересыпания и переливания, губки, тряпочки, совок и веник. Набор предметов, как видим, незамысловатый. Не составит труда приобрести все вышеназванное в обыкновенном хозяйственном магазине, кроме, пожалуй, рамок. Рамки с застежками (липучки, шнуровка, пуговицы) легче всего изготовить самим.

ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ – это область развития чувств: осязания, обоняния, зрения, слуха. Материалы, помогающие ребенку понять и запомнить физические законы и понятия: цвет, форма, температура, звуки, запахи. К ним относятся образцы тканей, стенды с геометрическими табличками, разновеликие предметы (башня), разноцветные фигуры и наборы табличек для сортировки по цветам и формам. 

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА от 3-х лет и старше направлена на формирование у ребенка не только знаний о цифрах, но и на простейшие действия с ними: сложение, вычитание, деление на дроби. Ниже – подборка специального Монтессори-материала, которая включает в себя наборы с фактурными цифрами, счеты, наборы фигур, дающие представление о дробях, деревянные дощечки с примерами вычислений, игра – лото с цифрами, карточки с символами чисел 1,10,100,1000.

ЗОНА РУССКОГО ЯЗЫКА, преимущественно, включает в себя материалы, демонстрирующие форму и виды написания букв. Это кассы букв и слогов, наборы прописных и печатных букв, фактурные буквы. Конечно, знакомство с родным языком не ограничивается понятием о буквах. Ничто так не развивает речь, как чтение, поэтому книги и игры для развития словарного запаса тоже должны поселиться в этой зоне.

ЗОНА КОСМОСА отвечает за формирование знаний маленького человека об этом мире и за развитие его представлений о себе. Помочь ему в этому способны специальные пособия, географические карты, дидактический материал, объясняющий происхождение вещей и явлений природы, книги о природе.
(по мат. Марии Третьяковской)

Но создать все это дома - стоит немало денег. И полноценное использование среды требует специальных знаний. Поэтому многие родители предпочитают отдавать деток на монтессори-занятия или в детские монтессори- сады.



МЕТОД МОНТЕССОРИ

Что такое метод Монтессори?
Основной принцип – побудить ребенка к самообучению, к саморазвитию. Девиз педагогов Монтессори знаком многим: “Помоги мне это сделать самому”. Педагогам важно сохранить природную мотивацию ребенка к освоению окружающего мира, поддерживать его стремление быть самостоятельным учеником.

Почему важен именно период от 0 до 6 лет в развитии ребенка?
Мария Монтессори на основе многолетних изучений поняла, что определенные физические потребности малыша совпадают с его интеллектуальным развитием. Например, в конце второго-третьего месяца жизни ребенок хватает поднесенный ему предмет из чисто мышечного ощущения, а в два-три года он стремится к хватанию вещей из-за глубокой потребности интеллектуального исследования. В 9-10 месяцев ребенок начинает делать первые шаги с удивительным упорством, пока не добьется самостоятельного передвижения как самоцели. А в пять-шесть лет эти движения связаны с удовлетворением умственных потребностей. Эти побуждения, проявляясь вовне, должны найти себе подходящую обстановку. Если же малыш в такой момент услышит: «Нельзя!» или «Мне некогда!», он может понять, что любое его начинание бессмысленно и не находит поддержки у любимого человека. А это значит, что быть самостоятельным неинтересно и не нужно.

Что такое Монтессори-среда?
Это специально оборудованное помещение, где педагог не может сказать ребенку: «не трогай» или «нельзя» (конечно, если нет опасности для жизни малыша и окружающих его людей). Начнем с того, что занятия ребенок посещает с мамой или папой. Присутствие близкого человека создает у юного первооткрывателя чувство защищенности. Монтессори-среда состоит из маленьких столиков и стульчиков, маленьких полочек. Материалы расположены на уровне роста ребятишек. Вся комната поделена на зоны. В одном углу находится «мокрая зона», где малыши могут сколько угодно стирать, переливать воду, вылавливать из воды шарики и т.д. В другой части комнаты «сыпучая зона» – здесь можно перебирать крупу, пересыпать ее, просеивать через сито и еще очень много интересного делать (приходите – увидите). «Зона сенсорного развития» научит малыша различать предметы по форме, по величине, распознавать плоские геометрические фигуры, основные цвета, различать звуки по громкости и по высоте. «Зона практического развития» – это опыт самостоятельного застегивания и расстегивания одежды; можно также повозиться со шнурками, липучками. Можно высушить и погладить постиранные вещи, а потом нарезать салат и пришить пуговицы. Очень нравится ребятам «круги». Это короткие пяти-десятиминутные занятия. В «кругу» вместе с родителями малыши выполняют логопедические, дыхательные и пальчиковые упражнения, музицируют с помощью простейших музыкальных инструментов. Все время пребывания похоже на участие в волшебной доброй сказке.

Материалы Монтессори

Монтессори-материалы являются составной частью  "монтессори-среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка (сенситивным периодам). Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.

Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально - эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.

Материалы Монтессори служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых.


РОЗОВАЯ БАШНЯ

роз.jpg

КОРИЧНЕВАЯ ЛЕСТНИЦА

корич. лестница.jpg

КРАСНЫЕ ШТАНГИ
красные штанги.jpg

БЛОКИ ЦИЛИНДРОВ
bloki cilindr.jpg

ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ
shersh bukvy.jpg

КОРОБОЧКИ С ТКАНЯМИ
ткани.jpg





СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ В МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКЕ

 

Сензитивный период — это период в жизни ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно.
М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.
Важно понимать, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, т.е. по принуждению (учиться читать, писать и пр.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

1. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития речи (от рождения до 6 лет)

На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором лавинообразно нарастает словарь ребенка, в 2,5-3 года- высшая точка, в этом возрасте речь становится средством общения и средством управления поведением. Около 4х лет ребенок начинает выделять отдельные звуки, появляется интерес к чтению и письму.

В первые шесть лет жизни ребенок легко овладевает грамматическим строем речи, не изучая никаких грамматических правил. В этот период ребята интересуются буквами, учатся писать и читать. Большое значение имеет речь, которая окружает детей, книги, которые родители читают им. В этот период впитывается все богатство родного языка, поэтому психологи не рекомендуют разговаривать с детьми на упрощенном детском языке и следить за грамотностью своей речи.

2. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития чувства порядка (1,5-4 года)

Пик интенсивности 2-2,5 года. 

Для ребенка очень важна последовательность событий и стабильность в отношениях с другими людьми. Это своего рода проявление стремления к безопасности. В этом возрасте легко приучить ребенку сохранять внешний порядок, ставить вещи на свои места после использования, а также к соблюдению определенного режима дня и тд, только слегка поощряя его в этом.

Ребёнок нуждается в порядке, это его естественная потребность, которая приносит спокойствие. По Монтессори порядок вокруг ребёнка создает порядок и внутри ребёнка, который тот проживает и впитывает. 
 
Порядок во времени — это режим дня, при котором есть определённое время для принятия пищи, прогулок, игр вместе со взрослыми и сверстниками, а также, время свободной работы, когда малыш работает сам (это время построения самого себя).
Порядок в пространстве — это значит, что у каждой вещи — своё место. Обязательно нужно организовать специальную среду для ребёнка, хотя бы уголок. Поставьте маленький стол, стульчик, повесьте полочку с его материалами для занятий, отведите место для игрушек. Хорошо иметь и шкафчик для одежды или полочку, чтобы малыш мог самостоятельно ими пользоваться.
Порядок во взаимоотношениях — это значит, что родители постоянны и последовательны в своих требованиях к ребёнку. Эти требования должны выполняться и самими взрослыми.
Дети очень чувствительны к изменениям в порядке. Они воспринимают вещи не обособленно, а во взаимосвязи друг с другом, поэтому лучше до 3-х лет не переезжать, не делать ремонт в квартире, так как это может нарушить представление ребёнка о порядке в мире.

3. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития самостоятельности (7 мес.-3 года)

На протяжении всего сензитивного периода ребенок шаг за шагом овладевает различными навыками, которые ведут его к самостоятельности (от стягивания шапки с головы в 7 месяцев до самостоятельных одевания и еды в 3 года). Важно, чтобы взрослые не мешали проявлению самостоятельности у малыша, то есть не делали за него то, что он мог бы сделать сам. Эрик Эриксон считал, что если до пяти лет родители перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то человек не станет предприимчивым и самостоятельным, а будет пассивным исполнителем воли других людей.

4. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития движений и действий (1-4,5 лет)

Нормальное состояние бодрствующего ребенка-движение. Ограничение двигательной активности детей может привести к задержке психического развития. Пик данного периода приходится на 3 года, к 4м годам ребенок способен освоить практически все виды движений, доступных взрослому человеку.

Благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. 
 
Протекание этого сенситивного периода неоднородно: в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего он пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), затем его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.Мария Монтессори считала, что задача воспитания состоит в том, чтобы не смешивать добро с неподвижностью ребёнка и зло с его активностью, чем грешат устаревшие представления о дисциплине.


5. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД сенсорного развития (0-5,5 лет)
 
Ребенок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент рождения. Но предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности. Предоставив возможность ребенку с самого рождения развивать и утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. "Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни", говорит М.Монтессори. Пик данного сензитивного периода приходится на 3 года, к 4м интерес к сенсорике начинает угасать.

Сенсорное воспитание является основой мышления. Сенсорное воспитание служит базой для изучения математики, расширения словарного запаса, овладения письмом, эстетического развития.
Содержание этого длительного сенситивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов.

6. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД восприятия мелких предметов (1,5-5,5 года)

Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев рук. Таким образом он также познает дробность мира, подготавливает мозг к операциям анализа и синтеза.

Этот период трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. 
 
На самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.
Взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку соответствующие условия. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора.

7. СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Ребенок начинает активно интересоваться различными формами поведения(вежливыми и невежливыми). Важно помнить, что в этот период ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это в своем поведении бессознательно. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д. 

В этом возрасте уменьшается зависимость ребенка от взрослого, ему интересны другие дети, нормы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Происходит активное впитывание культуры. Таким образом для ребенка просто необходимо в этот период находиться в социуме, общаться со сверстниками и старшими.
_________________
 
Остается добавить, что влиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов невозможно, поэтому мы можем только создавать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей.

Среда Монтессори создана таким образом, что, занимаясь в ней, ребенок не упускает ни один сензитивный период, потому что всё необходимое для их удовлетворения предусмотрено в среде, и каждый ребенок может работать в соответствии со своим внутренним планом физиологического и психологического развития.
© 2016 Children’s Club Montessori-City г. Москва, м.Отрадное, Декабристов, 27 - Администрация