"Многие родители после наблюдения в классе отметили, что дети в классе работают сосредоточенно и сохраняют тишину.
Пришли мы к этому через наши уроки вежливости и тишины.
Это совсем короткие уроки, по несколько минут.И представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, а также тренировка воли и внимания.
Мы хотели бы, чтобы дети могли не только говорить, но и слушать. Умели сдерживать свои порывы к ненужным действиям, и бесцельным разговорам. Быть неподвижным и терпеливым, развивая самодисциплину.
Говорим с ребёнком тихо и ровно, не повышая голоса. Если нужно обратиться к ребёнку, мы не зовём его громко через весь класс, а подходим к нему.
Ребёнок в силу возраста двигается шумно и неловко. Мы обращаем внимание ребёнка, как встать со стула и задвинуть его, не создавая лишнего шума. Как бесшумно накрыть на стол и также тихо убрать за собой посуду.
Ребёнка нужно знакомить с различными степенями неподвижности, ведущей к тишине. Для этого в классе стоят карточки для йоги и песочные часы. Дети постарше с удовольствием и самостоятельно используют их.
Также есть уроки тишины. Я приглашаю детей в круг, прошу закрыть глаза и послушать звуки вокруг нас. А затем спрашиваю: что ты услышал? Дети вдруг начинают слышать пение птиц за окном, шум машин и другие звуки. Закрываем уши руками, чтобы послушать биение сердца и собственное дыхание. Слушаем звуки колокольчика или поющей чаши.
В конце каждого урока Дулкын просит детей закрыть глаза, посидеть немного в тишине. Затем он произносит имя ребёнка, и когда ребёнок слышит своё имя, он тихонько встаёт, обнимает на прощание его и также тихо выходит из класса.
Эти упражнения, при условии покоя и тишины, дают ребёнку изоляцию впечатления, внутреннее сосредоточение,который оставляет в его сознании глубокий след."
Дилара Басырова - монтессори-педагог 0-3 и тоддлер "Монтессори-Сити" Отрадное