Вызвать консультанта

8 (903) 27-55-000

8 (499) 202-30-60

01.04.2013 22:32

14.11.2019

Принципы педагогической системы Марии Монтессори

Принципы педагогической системы Марии Монтессори



m0-3.jpg


1. Принцип возрастной периодизации. 

 
Человек рождается на свет с уже организованной структурой впитывающего разума, который развивается опосредованно.

- В период от рождения до 3 лет ребенок «впитывает» свое окружение с помощью органов чувств (вкус, осязание, обоняние, зрение, слух). Через окружающую среду на уровне бессознательного он вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движение человека, культуру, религию, отношение к нему людей, прежде всего родителей и близких. Он хочет трогать предметы, которые видит, и слышать, как называют их взрослые. Он хочет много и разнообразно двигаться.

- В период от 3 до 6 лет ребенок, по Монтессори, является «строителем самого себя». Он хочет самостоятельно выбирать предмет своей деятель- ности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого.

- В период от 6 до 9 лет ребенок становится «лаборантом-исследователем» окружающего мира. Происходит его ориентация на мир посредством собственной деятельности. С помощью воображения ребенок создает свою целостную картину мира. Это период активного становления социальных отношений между детьми, детьми и взрослыми. Ребенок готов к решению проблемных задач, способен сопоставлять, интегрировать и дифференцировать предметы и явления.


2. Принцип сенситивных периодов от рождения до школы. 

 
Сенситивные периоды роста — это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования; к восприятию того или иного объекта или субъекта, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса и в течение определенного небольшого периода времени.
Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться ими. В то же время взрослым необходимо максимально учитывать момент сенситивных периодов и обеспечивать условия их успешного протекания. 

 
Мария Монтессори выделяла пять основных сенситивных периодов детства. 

 
- Сенситивный период развития движений (от рождения до 6 лет)
На первом году жизни ребенок пытается с помощью движений овладеть своим телом. Центральным пунктом этой фазы является момент первого шага, т. е. начало прямохождения. Начиная с 6 месяцев ребенок активно интересуется предметами и совершает разнообразные движения с ними: внутрь — наружу, тяни — толкай и др., постепенно овладевая все более тонкими движениями пальцев рук. Ближе к 6 годам наблюдается стремление ребенка к совершенствованию мускульной системы, овладение телом. Ребенок особенно много бегает, прыгает, лазает, тренируя свою крупную моторику, особенно интенсивно напрягая мышцы.

- Сенситивный период развития речи (от рождения до 6 лет) 2–3 года: наивысшая точка расширения словарного запаса и освоение фразовой речи; 3–4 года: ребенок осваивает буквы как символы звуков; 4–4,5 года: время спонтанного письма; 5–6 лет: ребенок читает без принуждения.

- Сенситивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет)
Ребенок обладает всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет и даже в утробе матери, но, предоставив ему с первых дней жизни возможность дифференцировать и развивать («утончать») свои чувства, мы способствуем развитию его разума. «Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни», — утверждала Мария Монтессори.

- Сенситивный период развития руки и интереса к мелким предметам (от 1,2 до 6 лет)
Человека отличает от других живых существ использование руки как ведущего инструмента умственного развития. Рука — тонкий сложный орган, позволяющий разуму вступить в отношения с окружающим миром. Движения рук и развивающаяся речь ребенка тесно связаны между собой. Следуя своим наблюдениям, Мария Монтессори использовала в создании дидактических материалов для детей этого возраста различные коробочки с мелкими предметами — бусинами, фишками, стерженьками. Она предлагала детям действовать с ними и называть их. Пик интереса детей к мелким предметам связан с потребностью ребенка в интенсивном развитии мускулов пальцев рук и приходится на возраст 2,5–4 года.

- Сенситивный период восприятия порядка (от рождения до 6 лет)
Природа взрастила в ребенке чувствительность к порядку, чтобы построить его внутренний разум. Мария Монтессори писала о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, ориентируясь по его элементам, а в дальнейшем она завоевывает его целиком. Вот почему так важно не пропустить период порядка в развитии ребенка.
Ребенку необходимы:
• порядок в окружающем пространстве / порядок положения вещей;
• порядок во времени / определенный режим;
• порядок во взаимоотношениях с окружающими.

- Сенситивный период социального поведения (от 2,5 до 6 лет)
Ребенка интересуют формы поведения людей в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, этикет, ярко проявляет свой характер во взаимоотношениях с другими людьми. Его поведение корректируется средой общения, атмосферой и укладом жизни в группе, внешним ритмом, который становится внутренней потребностью. Происходит интенсивное впитывание культуры и религии.


3. Принцип актуального и ближайшего развития 

 
Предметно-пространственная развивающая среда детского сада Монтессори содержит множество дидактических материалов, упражнения с которыми имеют две цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, т. е. способность к самостоятельному действию. Косвенная же цель (не осознанная ребенком) работает на «зону его ближайшего развития» (термин Л. С. Выготского).


4. Принцип свободной работы детей в предметно- пространственной развивающей среде

Научные наблюдения за состоянием и поведением детей помогли Марии Монтессори открыть «феномен поляризации внимания», из которого она сделала вывод о свободном саморазвитии детей и способах организации их работы в предметно-пространственной развивающей среде. Создав развивающую среду и перейдя в роль наблюдателя или помощника детей, педагог передает всю полноту самостоятельной деятельности детям. Это и есть важнейшее условие для обретения ребенком независимости от взрослого. Независимость и самостоятельность являются основой человеческого достоинства. Мария Монтессори понимала свободу ребенка не как вседозволенность и отсутствие границ, а как свободу целенаправленной деятельности и познания. Человек не может быть полностью свободным, если он мешает жить другим людям. Не мешать другим можно только в ситуации, когда все действия человека направлены к определенной цели и сопровождаются внутренней концентрацией. Направленным действиям надо учиться. Л. С. Выготский считал, что обучение идет впереди развития. Мария Монтессори требовала максимально строгих презентаций окружающих ребенка предметов. Материалы Монтессори представляют собой десятки предметов, несущих строго определенную функцию. Это материалы для освоения навыков жизненной практики, специальные пособия для развития сенсомоторики, речи и пись- ма, математического мышления. Все эти материалы помогают ребенку в ос- воении окружающего мира. Одним из важнейших свойств материалов Монтессори с точки зрения современной психологии является их изоморфность. То есть структура каждого дидактического материала, с которым взаимодействует ребенок (созерцает или ощущает как-то иначе) взаимосоответствует элементам процессов, происходящих в головном мозге ребенка.


5. Принцип разновозрастности детской группы 

 
В разновозрастном общении и взаимодействии детей обеспечивается эффект социального развития. Социальное взаимодействие в разновозрастных группах характеризуется своеобразными психологическими механизмами. Когда ребенок вступает во взаимодействие как младший, включается механизм подражания, происходит ориентация на «зону его ближайшего развития». Когда ребенок вступает во взаимодействие с другими как старший, включается механизм «социального взросления». Известно, что дети всегда стремятся ощутить, подчеркнуть свою взрослость, выполняя роль старшего. Среди детей разного возраста ребенок последовательно и гармонично переживает свое взросление, как бы поднимаясь по ступенькам лестницы, ведущей в большой мир. Глядя на малышей, он может видеть, каким был раньше. На примере старших понимает, каким будет через год — сильным, умным, справедливым. Со временем ребенок постепенно осваивает все сложные и направленные действия, как бы дорастает до них. Его роль в группе меняется, ему начинают доверять серьезные дела.
Важным результатом общения и взаимодействия детей 3–6 лет является формирование таких значимых социальных качеств, как:
• умение предложить помощь и попросить о помощи;
• эмоциональная отзывчивость, сопереживание другому, забота о тех, кто в ней нуждается;
• учет и принятие особенностей другого человека, а следовательно, терпимость и толерантность;
• адекватная самооценка;
• уверенность в своих силах, осознание своей значимости;
• коммуникативные навыки разных уровней и видов и др.


"Детский сад по системе Монтессори" под редакцией Е.А.Хилтунен

Все новости

© 2016 Children’s Club Montessori-City г. Москва, м.Отрадное, Декабристов, 27 - Администрация